8 (919) 7-700-700 8(499) 7-391-370

м. Проспект Вернадского
ул. Коштоянца, д.6к1

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Схема проезда
Новости

Полезно и интересно! Статьи по психологии

Песочная терапия, консультация психолога, психолог ЗАО, психолог Проспект Вернадского

SANDPLAY    Песочная терапия. Что это такое?

Песочная терапия – это один из самых интересных методов, возникших в рамках аналитической психологии. Автором метода считается юнгианский аналитик Дора Калф. А сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом и одним из основателей психоанализа.

Песочная терапия для детей и подростков – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать и осмысливать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра в песочнице - это словно сказка, в которой ребенок является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а затем опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.

Для ребёнка песочная терапия хороша как коррекционно-развивающая деятельность. Работа с песком - это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а при погружении в игровую ситуацию для него это становится возможным.

Песочная терапия позволяет:

  • выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;
  • развить внимание, воображение, память и мышление;
  • развить творческие способности;
  • улучшить коммуникативные навыки;
  • сформировать позитивное отношение к самому себе;
  • работать с тревожностью и страхами.

 

Чем уникален песок?

Песок- это натуральный материал, который не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, «заземляет» негативные эмоции, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды, снимает напряжение и тревожность. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок – в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.

**************************************************************************

Подростки. Переходный возраст. Проблемы и возможности.

Подростковый возраст, наверное, наиболее ответственный и сложный этап жизни любого индивида. И возраст 11-15 лет становиться нелегким, как для самого подростка, так и для его семьи.

Многие родители сталкиваются с тем, что  поведение ребенка меняется: он становится раздражительным, агрессивным, либо замыкается в себе. Очень часто взрослые стараются не замечать, что происходит с их чадом, а некоторые,  показывают свою несдержанность и начинают воспитывать криком, запретами и другими наказаниями, которые лишь усугубляют и без того сложную ситуацию в семье. Что же на самом деле происходит с подростком? С какими основными проблемами сталкивается ребёнок в подростковый период и как реагировать нам, родителям?

Надо заметить, что в первую очередь подростковый возраст сложен для самого ребенка. С одной стороны — бурное физическое развитие и половое созревание, с другой — психологические изменения из-за «подвешенного состояния» между миром детей и миром взрослых. Добавляем сюда неразделённую первую любовь, особенности межгруппового взаимоотношения со сверстниками, тягу к самостоятельности, но при этом невозможность ещё принять ответственность за себя и окружающих. Подросток разрывается от навалившихся на него перемен. Мир подростка противоречив и нередко настолько быстро  меняется у него на глазах, что подстраиваться к этим изменениям очень сложно.

Обычно проблемы у подростков неразрывно связаны с общением с другими людьми и, как следствие, отношениями не только семейными, но и любовными, и дружескими. Конечно, сразу «всплывают на поверхность» отношения с родителями. Часто можно слышать, что подросток стал грубить, не уважает мнение родителей,  стал раздражительным  и неуправляемым. Девочки, которые до этого были обычно откровенны с мамой, становятся замкнутыми и часто «огрызаются». Как родителям относиться к такому поведению, как себя вести?  Психологи советуют проявить такт, понимание и немного терпения: ребенок-то вышел из детского возраста, а родители продолжают строить отношения по-старому, так же пытаются полностью все контролировать и учить «как надо жить».  Конфликты могут возникнуть из-за того, что подростку не дают права на личную жизнь, личную свободу и пространство.  Ведь в этом возрасте очень важно для ребенка иметь что-то свое, личное, не предназначенное для всех. Это и тайная полочка в шкафу, и ведение дневника, и украшение по собственному усмотрению своей комнаты. И  сейчас для подростка его семья - это часть мира, а не сам мир, как это было до вступления в подростковый возраст. Если у ребенка есть право на личное пространство и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то это поможет избежать многих проблем.

Полезные рекомендации родителям:

  • Важно стимулировать самостоятельность подростка, в том числе и в принятии важных для него решений.
  • Положительное эмоциональное подкрепление никогда не бывает лишним, хвалите и поддерживайте подростка в его начинаниях.
  • Помогайте исправлять ошибки.
  • Всегда показывайте свою родительскую любовь и уважение к подростку.
  • Выслушайте его мнение, как бы Вам оно не нравилось.
  • Позволяйте проявлять инициативу.
  • Проявляйте доброту, ласку, но одновременно и твердость.

Пусть подросток почувствует важность  и нужность в собственной семье. Нередко отношения супругов влияют на характер ребенка. Семья должна быть той атмосферой, где подросток будет чувствовать свою уверенность в себе и защищенность. Родителям очень важно поговорить и о вопросах интимной сферы. Необходимо объяснить подростку, как и почему меняется его тело, какие изменения происходят в психике, откуда берутся перепады настроения, как меняется окружающий мир и отношение к людям.

Важную роль в формировании личности подростка играют проблемы взаимоотношений с ровесниками. Когда ребята-ровесники переходят в подростковый возраст, обязательно начинается изменение структуры коллектива и, конечно, борьба за лидерство. Появляются лидеры, приближенные, изгои.

Подростковый период это возраст контрастов и противоречий, максимализма и неприятия действительности. Наряду с ощущением собственной исключительности и индивидуальности подростки проявляют непреодолимую тягу принадлежности к группе сверстников. Подросткам крайне важно быть принятыми «своими», быть таким же как и они, но в рамках изолированного общества, общности и коллектива. Для кого то этим  авторитетным коллективом станет школьный класс, для кого-то дворовая компания , а кто-то уйдёт с головой в одно из субкультурных течений.

Подростку важно найти эмоциональный отклик, быть признанным и нужным в рамках этого микро коллектива. Каждый в подростковом возрасте искал и находил себе пример для подражания, появлялся так называемый «значимый другой». Значимый другой (англ. significant other, SO) — общий термин для обозначения человека, который имеет важное значение для жизни индивида, например, член семьи или близкий друг. 

Конечно, не всегда подростковые желания совпадают с реальной действительностью и случается, что подросток оказывается объектом насмешек и издевательств со стороны своих ровесников, становится изгоем в классе, появляются бесконечные комплексы и неуверенности в себе. Кто-то переживает этот период достаточно легко (особенно если находит поддержку в семье, в кругу друзей и близких), а для кого-то он встает  «непреодолимым препятствием» на пути взрослой жизни. Всегда стоит помнить, что подростки очень чувствительны и ранимы, и то что взрослым кажется обычным пустяком, в самых запущенных случаях, может привести даже к попыткам самоубийства. Поэтому родителям очень важно быть чуткими и внимательными к своим детям, для того, что бы в нужный момент протянуть руку помощи.

Бывает, что ситуация действительно уходит из под контроля родителей, недавно послушные дети пускаются во все тяжкие: связываются с плохой компанией, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, убегают из дома и прогуливают школу. В этот момент  важно понимать, что не всегда есть возможность справиться со всем этим своими силами, необходимо вовремя привлечь к проблеме и школьных педагогов, и специалиста психолога.

Безусловно, подростковый возраст один из переломных моментов в жизни любого человека. Это порой тяжёлое время, но если ребёнок находится в любящей и понимающей его семье, если родители готовы пойти к подростку навстречу, поддержать его в его начинаниях, а не критиковать за его угловатость и местами неуклюжесть, то все подростковые проблемы перестанут казаться чем-то глобальным и неразрешимым. Совместное решение подростковых проблем поможет и подростку, и его родителям лучше узнать друг друга, стать ближе и дружнее.


**************************************************************************

Что надо знать про стресс у детей. Симптомы детского стресса.

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

 

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства. 


Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Дорогие родители, не оставляйте ребенка один на один со стрессом – обратитесь за консультацией и помощью к профессионалу – детскому психологу!

******************************************************************************

Комплексный подход при проведении нейропсихологической гимнастики для детей.

Одной из важнейших задач родителей является сохранение и укрепление здоровья  своего ребенка.

Всем известно, что еще когда малыш находится в животике у мамы, он уже совершает активные движения. После появления на свет двигательная активность остается одной из главных потребностей ребенка и усиливается с каждым днем. Чем более активно и часто двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, , развиваются мыслительные процессы, улучшаются слух и зрение. Ребенок растет активным и уверенным в собственных силах.

Кроме этого, одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций.  Замедленное развитие интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Нейропсихологическая гимнастика имеет в своей основе телесно-ориентированный подход. Развитии базовых двигательных(моторных) навыков, таких как координация движений, чувство равновесия, ловкость,– не только предпосылка для успешных занятий спортом в более позднем возрасте, они также выстраивают фундамент для улучшения внимания и повышения  общей работоспособности, и , как следствие, успеваемости в школе,  развития креативных, когнитивных, коммуникативных способностей, функций социальной адаптации. Кроме этого, телесно-ориентированный подход направлен на формирование способности взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формированием пространственных представлений, способности управлять своим поведением; освоением универсальных предпосылок учебной деятельности: умением работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Данный подход построен на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения.

Комплексные занятия нейропсихологической гимнастикой включают набор  двигательных упражнений, упражнения по развитию мелкой моторики, дыхательные упражнения, самомассаж, коммуникативные упражнения, релаксацию.

Но необходимо знать, что каждое упражнение в отдельности влияет на определённый, отдельный  процесс, и лишь в комплексе, в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребёнка:

- обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар;

- обеспечивают взаимосвязи между левым и правым полушарием;

- обеспечивают дополнительной энергией головной мозг;

- дают представления о собственном теле и владении им;

- развивают психические функции (внимание, память, мышление, речь);

- создают основу для повышения самоконтроля и укрепления регуляторных процессов

- успокаивают и уравновешивают эмоционально.

**************************************************************************

Опасность стресса  во время  беременности  и способы с ним справиться.

 Исследования доказали, что стресс во время беременности негативным образом влияет на психику еще не родившегося ребенка. Нервная система детей, матери которых перенесли стресс   во время беременности  более уязвима и такие дети больше склонны к проблемам с адаптацией и расстройствам поведения.

При анализе уровня интеллекта детей, матери которые подвергались насилию со стороны партнера во время беременности  показали, что виной всему является повышенное содержание гормона  кортизола.

Чем выше был уровень кортизола в амниотической жидкости, тем более низким был уровень интеллекта ребенка в возрасте 18 месяцев.

Кроме такие дети имели гораздо большую тревожность по сравнению со сверстниками и испытывали больше страхов.

Около 15% всех детей с поведенческими нарушениями в виде дефицита внимания, тревожности и задержки психомоторного развития получили их вследствие материнского стресса во время внутриутробного развития.

Также исследователи определили виды стресса, которые больше всего повышали уровень гормона стресса в утробе матери. Самым вредным оказался стресс, испытанный матерью в случае, если её партнер относился к ней жестоко во время беременности.

Факторы, которые имели место уже в пост-натальном периоде также влияли на развитие ребенка, однако пренатальный стресс увеличивал риск синдрома гиперактивности ребенка в два раза.

Исследования подтверждают, что если снизить уровень стресса у беременных женщин, можно предотвратить сотни тысяч случаев неврологических и психологических проблем у детей.

7 способов, которые помогут избавиться от стресса

  • Самым наилучшим способом избавления от стресса является возможность выплеснуть его наружу. Беспокойство не должно постоянно присутствовать внутри вас. Поговорите со своими родными и близкими. Вам необходимо найти внимательного слушателя, чтобы выговориться. На данном этапе очень важна психологическая поддержка. Обратившись к перинатальному или женскому психологу, Вы получите профессиональный совет, поддержку, необходимые знания, а так же научитесь техникам расслабления и снятия стресса.
  • Вам необходимо разобраться (одной либо вместе с мужем или другими членами семьи), что явилось причиной для стресса, какие факторы поспособствовали появлению стрессового состояния. Решите, какие меры нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию и исключить стресс из вашей жизнедеятельности. Попробуйте спланировать действия и обстоятельства, которые помогут контролировать жизненный хаос и не допустят стресса в вашей жизни. 
  • Сон является лучшим лекарством в борьбе со стрессом. Напряжение и чувство беспокойства могут быть вызваны неполноценным сном. Поэтому больше отдыхайте, гуляйте, займитесь каким-нибудь активным, интересным и полезным делом, и сон будет для вас ожидаемым приятным расслаблением и отдыхом.
  • Теплая, но не горячая ванна или душ – отличный способ расслабления. Принятие ванны вечером (на ночь) также способствует здоровому сну.
  • Активный образ жизни поможет исключить стрессовые ситуации. Активность в какой-то степени снимает напряжение: занятия спортом (по согласованию с врачом), прогулки, чтение, фотография и другие увлечения помогут отвлечься, а может и забыть о неприятных моментах, уйти от стресса. Индивидуально или в группах займитесь арт-терапией - веселое и непринужденное время препровождения позволит не только облегчить ваше напряженное состояние, но и обрести душевную гармонию, раскрыть творческий потенциал.
  • Запишитесь на групповые занятия для беременных – они  помогут снизить уровень тревожности, придать уверенность в собственных силах, почувствовать себя женственными  и привлекательными, «соединиться» с будущим ребенком, гармонизировать отношения с мужем.
  • Старайтесь искать во всем позитив. Все в ваших руках! Помните, что вы ответственны за будущую новую жизнь!

 




Записаться
Имя:
Телефон:
Email:
Дополнительный комментарий: